Сергей Симаков: «Сахалин – это место, где время остановилось» |
На Сахалине художник не впервые. Еще в 1990-е годы он начал приобщать сахалинцев к одному из В этот раз мастер организовал для сахалинцев бесплатный семинар, на котором постарался доступным языком донести до слушателей сложнейшие концепции теории и даже философии живописи: поведал о 12 типах художественного пространства, о взаимодействии объектов на холсте между собой, с плоскостью и с пустотой между ними. В ходе семинара Сергей Симаков поделился и своими размышлениями о цикличности идей в изобразительном искусстве. – Изображая, к примеру, яблоки на ветках, художник со временем приходит к мысли, что наполняет плоскость объектами, подверженными тлению. Поэтому в 20 веке живописцы обратили свой взор к искусству древности – к иконам, древнеегипетским фрескам, идолам острова Пасхи. Так и появились кубизм, сюрреализм и так далее, – рассказал он. Для наглядности мастер предложил двум участницам мастер-класса исполнить вальс, чтобы продемонстрировать взаимодействие объектов на художественной плоскости, а также проанализировал в качестве примера произведения, представленные здесь же на экспозиции «Сяраку в интерпретации современных художников Японии». По окончании мастер-класса Сергей Симаков дал небольшое интервью. – Кто такой, по-вашему, художник? Чем он отличается от остальных смертных?
– К слову о бессмертии. Одно из ваших творений – инсталляция-перфоманс «Возвращение богов». Что вы хотели этим сказать? – Я хотел показать людям, что боги вернулись. – А какие именно боги, древнегреческие? – Наши, славянские. – Сейчас эта идея очень популярна. – Когда я об этом говорил, это еще не было популярно. Я просто заявил, что они вернулись. – В древности это было органичной частью жизни, люди в этой атмосфере рождались и вырастали. А сейчас это несколько неестественно. Вам не кажется, что это просто своего рода реконструкция? Со стороны это похоже на некую игру. – Мы знаем ту часть истории, когда это было традицией, но мы не знаем ту часть истории, когда все это зарождалось. Вполне возможно, что это и была немного игра, немного перфоманс. – Религия в вашем понимании – просто перфоманс? – Перфоманс богов. – Что вы можете сказать о состоянии искусства в России? – По моим впечатлениям, все похоже на компьютерную игру «Цивилизация». В этой игре воюют, торгуют, но огромный толчок цивилизации дает только рождение гения. И самая большая беда нашей цивилизации – играя в эту компьютерную игру, наша власть ничего не делает, чтобы появлялись гении. – А что нужно для того, чтобы они появлялись?
– Ваши выставки проходили в Париже, в Японии. Отличается ли восприятие искусства публикой на востоке и на западе? – На востоке все намного тоньше. Европейская культура XX века – это ведь полностью лишь новое прочтение культуры японской. А японцы создали свою культуру сами. При этом сохранили и развили глубокую духовность. Японцы интуитивно почувствовали, что, достигая мастерства в реалистичности изображаемого объекта, художник неизбежно уничтожает плоскость, этот объект породившую, и что, победив плоскость, материя тут же начинает кричать о своей тленности. И сумели найти гармонию между нетленностью и объектом. Вот взять даже картины на этой выставке. Ведь что такое кабуки? - Театр поющих и танцующих куртизанок. И вместе с тем, эти изображения наполнены духовностью. – А Россия – это запад или восток? – Как сказал один немецкий канцлер: «Россия – это не страна, Россия – это часть света», поэтому трудно определить. – Хорошо, если сузить границы, Сахалин по своей культурной специфике – это запад или восток? – Сахалин – это ледниковый период, который никогда не заканчивался. Это территория, которая заморожена, на которой ничего не меняется, потому что время здесь остановилось. Как в ледниках. – То есть, здесь та нетленная вечность, о которой вы говорите? – Да, поэтому я Сахалин и люблю. Везде время разрушает пространство, как в фильме «Лангольеры» – все подъедается, а здесь нет. – А люди здесь тоже замороженные? – Люди здесь очень хорошие. Потому что в ледниковом периоде они не могут быть плохими. Это юг портит человека. Там он в шортах и думает, что в раю, и может многое себе позволить. Но это только так кажется. У нас же все беды с юга. Распущенность нравов, деградация личности. – Получается, что суровый климат закаляет нравственность? – Он консервирует. – Какие у вас впечатления об уровне культуры в нашем «ледовом периоде»? – Если судить по музею, то, как сказал мой польский друг, зайдя сюда с самолета: «Я думал, попал в дремучую тайгу, а здесь выставки европейского уровня». – Планируете ли вы еще приехать на Сахалин? – Конечно, я приезжаю сюда каждый год. Будем ждать. Сайт Сергей Симакова: simakov.primorye.su
|